Первый блин комом: Публичные слушания по отчету об исполнении бюджета республики за 2013 год

IMG_046229 июля состоялась 48-ая сессия Государственного Собрания Республики Марий Эл, на которой парламентарии среди 12 законов Республики Марий Эл и 14 постановлений Государственного Собрания утвердили отчет об исполнении республиканского бюджета за 2013 год. К доходам бюджета имеет отношение каждый житель республики, и каждый имеет право поинтересоваться, насколько законно и эффективно расходовался его трудовой рубль.

Для реализации этого права всем гражданам республики была предоставлена возможность не только задать вопрос, но и выразить свое мнение о качестве управления общественными финансами на публичных слушаниях по вопросу исполнения бюджета за 2013 год.

Публичные слушания проходили в заочной форме с 3 по 10 июня. Их итоги были подведены 3 июля Президиумом Госсобрания республики. Прошедшие «Публичные слушания» достаточно ярко характеризуют отношение власти к народу. И если сказать, что это отношение неуважительное, то это мягко сказано. Власть относится к народу как к назойливой мухе, которая мешает ей спокойно и сытно жить.

Активист Марийского регионального отделения ЛДПР, бывший сотрудник Министерства Финансов Республики Марий Эл, Вера Ожиганова, понимая всю важность основного финансового документа республики, воспользовалась своим правом выразить свое мнение о законности и эффективности распределения бюджетных средств, направила в Госсобрание ряд вопросов. (http://марийэл.рф/parlament/Pages/004072014.aspx)

Первый вопрос касался повышения зарплат бюджетникам. Несмотря на то, что бедственное положение наших медиков и работников образования нашло оценку Президента РФ Путина В.В., который причислил нашу республику к трем регионам, отстающим по исполнению его «майских» указов, наши власти упорно не замечают этой ситуации. Они отвечают народу, что у нас все замечательно. Конечно, как не замечательно, у чиновников средняя зарплата в два раза превышает зарплату медиков – такая сытая жизнь их вполне устраивает. И ничего менять они не собираются – отвечают, что у нас все хорошо. И мнение Путина В.В. им тоже побоку – авось забудет, у него и без нас много дел.

Тем более, что не только исполнительные органы власти приложили свою руку к формированию зарплат: при утверждении бюджета 2013 года расходы на зарплату бюджетникам были утверждены законодателями. Только вот почему наши избранники утвердили зарплату чиновникам в два раза больше, чем медикам? Ответственность за принятые решения никто нести не собирается.

Отчет об исполнении бюджета содержит информацию, что расходы не исполнены на сумму 801 млн. рублей. Вопрос о том, какие расходы не были профинансированы в связи с нехваткой средств в бюджете и какие санкции последовали в связи с неисполнением этих бюджетных обязательств? — Вызвал большое раздражение у наших властей и по сути ответ на него не дан. Официальная формулировка ответа звучит следующим образом: «Финансирование расходов республиканского бюджета в 2013 году осуществлено в пределах поступивших доходных источников и источников финансирования дефицита бюджета. С аналитической информацией по исполнению расходной части республиканского бюджета Республики Марий Эл за 2013 год можно ознакомиться в разделе Министерства финансов Республики Марий Эл на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл (http://portal.mari.ru/minfin/) в подразделе «Бюджет для граждан»». Фактически активисту было сказано: «Не твое это дело вопросы государственные обсуждать, займись-ка ты милая огородом!» Вот такое уважение к налогоплательщикам! Вполне логично, что у большинства наших граждан в таком случае возникают «взаимные» чувства к власти и отпадает всякое желание платить налоги после хамского к нему отношения.

Явное передергивание вопроса о штрафных санкциях по бюджетным обязательствам также не делает чести Президиуму Госсобрания, утвердившему протокол о публичных слушаниях. Недофинансирование расходов и бюджетные обязательства – это разные вещи (ст. 6 и 85 БК РФ), поэтому ответ о последствиях неисполнения бюджетных обязательств по сути не дан. Хотя очень важно для законодателей понимать последствия решений, принимаемых по вопросам бюджета. На примере этого ответа можно сделать вывод, что наши законодатели при обсуждении вопросов бюджета не вникают в суть проблемы.

Точно также ушли от ответа чиновники и на вопросы, касающиеся причин невыполнения доходной части бюджета. Что республика сделала для того, чтобы поддержать предприятия республики, и насколько эффективны эти действия, осталось покрыто пеленой тайны. Но справедливости ради стоит отметить, что одну тайну власти все-таки раскрыли – «анализ эффективности налоговых преференций будет произведен в срок до 15 августа 2014 года». Тогда возникает резонный вопрос – не рано ли подводить итоги исполнения бюджета, если  анализ его исполнения еще не закончен!

Еще один интересный факт раскрылся при обсуждении бюджета – 72 млн. рублей было выплачено в связи с ненадлежащим исполнением обязательств государства. Фактически, это говорит о том, что власти республики – это партнер, который не считает нужным исполнять свои обязательства добровольно. Только судебное вмешательство позволяет заставить его исполнить законные требования по контрактам! Сам факт наличия исполнения судебных актов говорит о нарушении исполнительной властью законов при исполнении бюджета. Исполнительная власть нарушила закон, и это признано судом. Но наши законодатели данный факт игнорируют и одобряют работу чиновников в ходе обсуждения итогов публичных слушаний.

Последний вопрос относился не только к нашим законодателям, но и Генеральной Прокуратуре России, откуда ответ Вера Ожиганова ещё не получила. Вопрос касался превышения полномочий исполнительными органами власти при исполнении бюджета в 2013 году. Как было отмечено выше, на исполнение расходов не хватило 801 млн. рублей. А что такое расходы бюджета? — Расходы бюджета, это обязательства по контрактам, обязательства по зарплате, социальным выплатам и прочее. Тем более, что неисполнение контрактов подтверждено в судебном порядке. Но Минфин идет на сознательное нарушение обязательств по действующим контрактам и направляет и без того скудные бюджетные средства на досрочное погашение банковских кредитов, объясняя это экономией бюджетных средств.

Вопрос об отсутствии просроченной кредиторской задолженности также вызывает сомнения в  достоверности отчета об исполнении бюджета. — 801 млн. рублей не хватило на расходы и не нарушен ни один контракт? Остается только недоумевать по этому поводу и надеяться, что прокуратура выполнит свои функции защитника общественных интересов и разберется до конца в ситуации с незаконностью расходования общественных денег.

Резюмировать  итоги публичных слушаний по отчету об исполнении республиканского бюджета за 2013 год можно так: «первый блин вышел комом». Формальности соблюдены, но ответы на поставленные вопросы налогоплательщики не получили.  В ответ на законный интерес о судьбе общественных финансов мы получили лишь раздражение.

В итоге хотелось бы представить народу действующих лиц этого лицемерного спектакля под названием «публичные слушания». Народ должен знать своих героев.

От имени исполнительной власти браво рапортовала и намекала народу, что бюджет — не его дело, а Президенту страны, что он не прав — заместитель министра финансов республики Ковина Наталья Владимировна.

От имени законодателей одобрил этот спектакль Комитет Государственного Собрания Республики Марий Эл по бюджету и Президиум Государственного Собрания республики. И, наконец, вчера наши народные избранники утвердили этот документ в присутствии депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Яковлевой Л.Н., главного федерального инспектора по Республике Марий Эл Береснева Р.А., полномочного представителя Главы Республики Марий Эл в Государственном Собрании Мякишева Г.Ф., членов Коллегии Правительства Республики Марий Эл, министров, должностных лиц Администрации Главы Республики Марий Эл, руководителей и представителей органов исполнительной власти, прокуратуры, территориальных органов федеральных органов государственной власти в Республике Марий Эл, Верховного Суда Республики Марий Эл, Государственной счетной палаты, председателя Центральной избирательной комиссии, Совета муниципальных образований, уполномоченных по правам человека и по защите прав предпринимателей в Республике Марий Эл, глав муниципальных образований – председателей собраний депутатов городских округов и муниципальных районов, руководителей отраслевых профсоюзных организаций, членов Молодежного парламента.