Капитальный ремонт или всероссийская финансовая пирамида

пирамида
Одной из самых обсуждаемых тем последних двух лет остается плата на капитальный ремонт. За что платим, когда будет ремонт в доме, кто управляет фондом и дойдет ли очередь до дома вообще. Вопросов очень много, а вот найти на них четкие и понятные ответы задачка не из простых.
Почему же капитальный ремонт вызывает столько недоверия и сомнений у народа, ведь приказ о платах подписал сам Президент, да и сама идея, в общем, весьма неплохая и даже своевременна.

В России критически много ветхого, аварийного, требующего капитального ремонта жилья. Нетрудно догадаться, что проживают в нем в основном граждане с низким и очень низким уровнем достатка, пенсионеры. Возлагать всю ответственность за капитальный ремонт на владельцев этих жилых помещений – значит фактически позволить жилому фонду бесконтрольно ветшать и разрушаться. Ремонтировать его полностью за счет государства, по мнению правительства — неподъемная ноша и ущемление прав собственников более новых домов. Нашли компромиссный выход — программа капитального ремонта 2013-2043 гг.

Разберемся, как работает программа.

Дань, собираемая с собственников помещений в республике Марий Эл на данный момент составляют 4,20 рубля за 1 кв.м ежемесячно и аккумулируются на региональном фонде оператора капитального ремонта или специальном счете дома.

Фонд капитального ремонта – это, так называемый, «общий котел», работающий по принципу: плати сейчас и жди своей очереди на капитальный ремонт дома. Этот вариант устроит тех, чьи дома находятся первыми в очереди. А собственники, у которых ремонт домов запланирован на далёкий 2040-ой год, получается, платят в никуда.

Есть также вариант сбора средств на специальный счет для дома, владельцем которого может быть ТСЖ, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив или региональный оператор. На специальном счете аккумулируются средства собственников только в одном многоквартирном доме, и эти средства могут быть использованы только на ремонт конкретного дома. Решают когда и на что тратить собранные деньги жильцы дома.

Специальный счет это объективно лучший вариант, чем система «общего котла», для тех, кто готов самостоятельно контролировать и распоряжаться собранными на капитальный ремонт средствами. Вот только не во всех домах есть инициативные жильцы и сознательные начальники ТСЖ или кооператива. Лишь самые расторопные и осведомленные оформили такой счет, в Марий Эл насчитывается 261 дом со специальным счетом, это всего лишь 6% от общего числа домов, поставленных в очередь.

Но, как и всегда и со специальным домовым счетом есть свои подводные камни. Собственники, имеющие задолженность по взносам на капитальный ремонт в размере более чем 50% от размера начислений, должны погасить её в течение пяти месяцев, иначе органом местного самоуправления может быть принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта. И средства собранные на домовом счете перечисляются обратно на счет регионального оператора. Поэтому создание такого счета требует высокой сознательности, как от плательщиков (жильцов), так и от начальника УК или ТСЖ.

Получается, что собственники жилья оказываются в неравных условиях. Если жильцы не собираются на совет дома и самостоятельно не выбирают формирование фонда, за них решает муниципалитет. В этом конституционный суд РФ усмотрел нарушение, сочтя, впрочем, само обязательное взимание платы на капитальный ремонт вполне законным.
Есть также большая группа людей, кто отказываются платить по квитанциям за капитальный ремонт независимо от способа формирования фонда. Собираемость взносов на капитальный ремонт составила в среднем по стране 77%, в Марий Эл — 81,7% от начислений. И мотивы у неплательщиков разные: кто-то все также ждет, когда программа наконец-то свернется, другие боятся отдавать деньги «в никуда», остальные считают, что «по закону» платить не обязаны.

На этих должников нашлась управа. С ноября 2015 года к долгу за капитальный ремонт начисляют пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка за каждый день просрочки. Теперь остаться незатронутым программой капитального ремонта не получится ни у кого.
Система «общего котла» отчетливо напоминает всероссийскую финансовую пирамиду, а любая пирамида неизбежно рухнет. А причин падения не мало. Чтобы программа продолжала функционировать и выполнять работы по капремонту по плану, ставку за 1 кв.м. придется увеличивать. Многие эксперты предрекают тенденцию отказа выплат на капитальный ремонт у населения, на фоне растущих тарифов такая ноша становится непосильной, особенно для пенсионеров, многодетных и малообеспеченных семей.

Ко всему, происходит обесценивание перечисленных средств в процессе инфляции. Также существует риск использования средств не по назначению. Республика Марий Эл заняла лишь 80 строчку в рейтинге открытости фондов капремонта, что говорит об отсутствии прозрачности в его действиях.
В квитанции на капитальный ремонт жители республики обнаруживают пометку о том, что по вопросам начисления и оплаты обращаться в АО «Единый расчетный центр на территории Республики Марий Эл».

Откуда взялось АО? Зачем нужен этот посредник между фондом и плательщиками? Кто является учредителем?

Генеральный директор организации АО «ЕРЦ» Чезганов Сергей Владимирович. Основным видом деятельности компании является Управление эксплуатацией жилого фонда. Учредители — Мингосимущество Республики Марий Эл (2%), КУМИ г. Йошкар-Олы (49%), АО «Универсальная электронная карта» г. Москва (49%).

Ещё интересней является факт нахождения данного акционерного общества по адресу Архангельска слобода, дом 4. Нетрудно предположить, сколько стоит аренда такого домика. Теперь ясно для кого строили эти замки и дворцы!

Сам региональный фонд находится под управлением Пономаренко Иранды Николаевны, попечительского совета в председательстве с Куклиным Н.И.- первым заместителем Леонида Игоревича Маркелова, в его состав входят министры, их заместители и депутат Госсобрания от партии технического большинства. Большое минусом структуры управления фондом, подрывающим к ней доверие, является отсутствие в совете представителей парламентских партий и гражданских активистов. ЛДПР требует наличие в контролирующих органах представителей оппозиционных партий.

Льготы

У регионов есть прерогатива назначать льготы. В Республике Марий Эл не предоставляется компенсация расходов на оплату взноса на капитальный ремонт, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти
лет. Хотя старикам ясно, что до ремонта они не доживут, но платят исправно, наравне с другими.

С 1 июля 2015 года центрами предоставления социальной поддержки населению в Республике Марий Эл в соответствии с Федеральным законом №176 от 29 июня 2015 г. федеральным льготникам предоставляется ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса.

Еще один федеральный закон №399, подписанный Президентом 29 декабря 2015 г. вводит аналогичные льготы для инвалидов 1, 2 группы, для детей-инвалидов и граждан, имеющих детей-инвалидов. Закон вступил в силу с 1 января 2016 года. Это означает, что компенсироваться будут только взносы, которые платятся с 2016 года. Компенсация взносов за 2015 год не предусмотрена, но если будут долги – за любой период – выплачиваться она не будет.

Добавим, что существует также перечень граждан, которые могут не платить взносы за капитальный ремонт. В соответствии с федеральным законом N 271-ФЗ 25 декабря 2012 г. взносы на капитальный ремонт не оплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу. Также гражданин может быть освобожден от уплаты взносов «в случае принятия … решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом».

ЛДПР предлагает — сборы на капительный ремонт – под контроль жильцов
Сегодня бремя ремонта старых жилых домов фактически взвалили на население. В ЛДПР убеждены, что люди не должны оплачивать то, что в свое время было запущено государством, поэтому сегодня капремонт должен быть полностью субсидирован за счет казны, а в будущем все взносы на поддержание домов в должном состоянии должны жестко контролироваться жильцами, чтобы управляющие компании не злоупотребляли положением. А пенсионеры и инвалиды вообще должны быть освобождены от такого рода поборов.
Мы предлагаем исходить из следующих принципов:
– Передать ведение вопросов капитального ремонта муниципалитетам
– Сделать сборы на капитальный ремонт добровольными
– Ограничить размеры сборов ценой 1 рубль за 1 квадратный метр жилья

Депутат Государственной Думы, представляющий интересы Республики на федеральном уровне Кирилл Черкасов: « В действующей схеме не продуман вопрос начисления и уплаты взносов, закреплен нежизнеспособный механизм сохранения накопленных региональным оператором средств, и вообще ничего не говорится о защите накопленных гражданами на специальных счетах денежных средств от инфляции, дефолта и прочих кризисных ситуаций. Особенно актуален этот вопрос для тех собственников, которые формируют накопления на специальных счетах, и в ближайшие пять — десять лет проводить капитальный ремонт не собираются.
В условиях постоянного повышения цен и роста коммунальных тарифов дополнительная нагрузка на бюджет каждого собственника вызывает негодование, а порой и открытый протест граждан.
В сегодняшней экономической ситуации необходимо сделать «разбег» в реализации программы капремонта. Экономика начнет восстанавливаться – увеличится доходная часть бюджетов, в том числе, муниципальных. Вырастут и доходы людей. А перекладывать сейчас на их плечи то, что должно было сделать, но не сделало государство, то, что многие десятилетия оплачивалось государством – по меньшей мере, некорректно».

Мирбадалев Антон, член координационного совета МРО ЛДПР: «Программа в нынешнем виде создает благодатную почву для мошенничества, присвоения или растрат, вымогательства, злоупотребления должностными полномочиями и прочего. Очевидно, что программа нуждается в доработке. Если на федеральном уровне это сделать сложно, то депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл должны ввести льготы для граждан, старше 70-ти лет, многодетных и малообеспеченных семей. Федеральный закон позволяет для лиц старше 70-ти лет вводить льготу в 50%, а свыше 80-ти лет – 100%, а Госсобрание Марий Эл бездействует».